Интересности Как учат детей индусы

Как учат детей индусы

0_853de_7718ee6c_XLВ Индии существует анекдот о женщине, которую упрекнули в том, что та опоздала с воспитанием своего двухнедельного малыша ровно на две недели. Воспитывать индийские родители начинают буквально с первых дней жизни. Главное качество, что стараются привить детям, это доброта, причем доброта не только к людям, но и к животным, насекомым, цветам. «Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда» — эти заповеди прочно закрепляется в сознании маленьких индусов.

«Идеальное воспитание», на которое в древней Индии мог претендовать ребенок исключительно из высшей касты, предусматривает гармонию умственного развития (ясность суждений и рассудочное поведение), духовности (способности к самопознанию), физического совершенства (закаливание, владение собственным телом), любви к природе и прекрасному, самообладания, сдержанности.

Красной нитью в воспитании детей проходит умение обуздать свои эмоции. Одним из самых больших пороков считается неумение сдерживать свое раздражение, гнев, неумение проявлять мягкость в манерах, приветливость в обращении. Вы никогда не увидите, чтобы детей шлепали, кричали на них или даже просто сердились. Каким бы усталым ни чувствовал себя родитель, в каком бы негативном состоянии не пребывал, он никогда не покажет этого детям. Дети растут в атмосфере доброжелательности — терпеливость, которую проявляют в индийских семьях по отношению к детям просто поразительна!

Учиться по-индийски

Учиться индийские дети начинают в совсем раннем возрастем. В два-три года малыш идет в детский сад или подготовительную группу, а вскоре и в саму школу. Начинается учебный год в июне, после самого жаркого апрельско-майского сезона. Хотя надо сказать, что и июнь прямо скажем не радует прохладой, как говорят в Индии — три погоды – жарко, очень жарко и невыносимо жарко.

Образование в основном платное, бесплатные государственные школы в принципе существуют, но репутацией пользуются не очень положительной. До 14 лет дети учатся в средней школе, потом два года в колледже и затем по желанию и возможности — университет.

Интересно описывает процесс обучения в Бангалорской школе один российский журналист: «Мы сидим с директрисой в тенечке в углу просторного внутреннего двора. На другом его конце, достаточно далеко от нас, нескончаемой струйкой вливаются в классы веселые отдохнувшие дети. И почти каждый, заметив издали нас, специально делает крюк и, подбежав, радостно здоровается с директрисой. А та, улыбаясь, говорит каждому ласковые напутственные слова. Можете вы представить что-либо подобное в какой-либо из наших школ? Чтобы детям доставляла радость встреча с директором? Чтобы специально подойти и поздороваться, хотя для этого надо пробежать под палящим солнцем не один десяток метров?

Раскрытие личности, построение характера — вот цель школы. Не просто дать знания, а научить учиться. Научить думать, приучить размышлять. Проводятся уроки медитации, уроки памяти. Один час в день советуют проводить в молчании, говоря лишь самое необходимое. Советы учителей иногда бывают неожиданными, как например: не хочется учить по учебнику — возьми сугубо научную книгу на ту же тему и заставь себя прочесть хотя бы половину; после этого учебник будет читаться легко и с интересом. Наряду с общеобразовательными предметами учат йоге, учат терпению и терпимости, учат даже улыбаться. Не стыдятся проявлять свою любовь к детям, обнимают их, гладят, шутят — при этом нет ни чувства превосходства над учениками, ни избирательности и любимчиков.

Дети постарше изучают такие непривычные для нас тексты, как «Дисциплина», «Отношение к еде», «Как учиться?», «Как развивать свое тело» — а рядом с ними и совсем уже серьезные темы: «Идеал», «Смерть» и т.д. Учитель не тратит время урока на изложение темы, его дело — завязать и направить дискуссию, вовлечь в нее всех — и разве не учится при этом педагог у своих собственных учеников? Дискуссии и споры заканчиваются жесткими экзаменами два раза в учебном году, кроме того, в конце месяца проводятся тесты. Ежемесячно на общем собрании выдают сертификат лучшим ученикам и особые «карточки успехов» тем, кто улучшил за этот месяц свои отметки.

И вот здесь необходимо остановиться на одном моменте, который имеет принципиальное значение. «Карточка успехов» выдается (под аплодисменты всей школы) не тому, кто обошел других, а тому, кто превзошел свои собственные результаты прошлого раза. Не тому, кто «лучше всех», а тому, кто стал лучше самого себя. Каждый ребенок соревнуется не с зубрилой — соседом по парте, а с самим собой прошлого месяца. И пусть другой ученик получил две «карточки успеха», а ваш ребенок только одну, но он поднялся над самим собой вчерашним.

Источник ФБ

13 комментариев

  • Почти индианка Глория,спасибо о напоминании
    что есть такая Индия, Моё увлечение Индией
    ушло не далее большого количества книг об
    Индии.Сейчас смотрю на них и просто вздыхаю.
    Когда-то продал учебник языка хинди за бес-
    ценок,а такой красивый шрифт,с полочкой на-
    верху.Просто не смог отдаться ничему в жизни
    вот и вздыхаю Спасибо за»учёбу» Петухов С.

  • Какая интересная информация. Очень мудрый подход, вот бы нам у них поучиться, хотя бы на уровне семьи, не говоря уже о школе.

  • Замечательное образование в Индии! Жаль, что на нашу веточку его привить не выйдет в принципе. Вы много встречали в наших школах ГАРМОНИЧНЫХ педагогов? Хороших, да, я встречала немало. Мне самой со школой очень повезло, хотя она не была ни элитарной, ни какой другой разэтакой. С учителями. А вот с однокашниками категорически не повезло и комплекс Гадкого утенка лечу до сих пор.
    Но не в этом суть — в Индии традиции другие. Дисциплина — это ОСОЗНАННОЕ послушание. А у нас? «Ты будешь делать так, как я сказал (а), и не задавай мне идиотских вопросов!»
    Эта или похожая фраза преследует ребенка всю жизнь — не дома, так в детском саду, не в саду, так в школе, не в школе, так во дворе..
    ПОСЛУШАНИЕ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Вот девиз большинства людей. А учителя…? Учителя те же люди….:(

  • Глория, Благодарю за интереснейший материал! Да, есть чему поучиться у индусов! Здорово и очень полезно! Можно, хотябы, такие карточки упеха ребёнку дома в кругу семьи выдавать (да и родителям тоже).

  • Почему же тогда эта страна одна из самых отсталых, а не процветающих? Духовное исключает материальное?

  • Мне посчастьливилось побывать в Индии,и видел я там разных людей.Но самый счастливый смех я услышал от полураздетого человека,которого принял за нищего.наверное,к ним нельзя применять простые мерки.

  • Карточка успеха-это здорово!Есть чему поучиться!Доброе отношение-порождает доброту,хотелось бы и у нас видеть подобное.

  • Я бы очень позавидовала, если бы так не разочаровалась. Я мечтала поспособствоавать реформе образования в своей стране в аналогичном русле.
    Но теперь, понимая, что такое есть в стране, которая является одной из самых бедных, я в растерянности.
    Индия сказочная страна, и там разрыв между богатыми и нищими — очень огромный.
    Раньше считала, что бедные люди — это духовно бедные люди, задавленные неправильным воспитанием и ломкой личности.
    А теперь совсем потеряла ориентир

Статьи